Выставка открывается в год 30-летия Москомархитектуры и 70-летия Института Генплана и познакомит зрителей со знаковыми идеями и объектами Москвы. Здесь можно поразмышлять над главными утопиями градостроительных планов столицы, увидеть, как рос и развивался город благодаря ярким идеям творцов-созидателей и помечтать о грядущем: реальность идет рука об руку с фантазией, документальность соседствует с вымыслом, прикладные решения – с игровыми элементами.
Пространство выставки «проходит» через таймлайн прошлого, настоящего и будущего. Это уникальная возможность увидеть, какой бы была Москва, если бы сбылись мечты конструктивистов и осуществился сталинский Генплан. История генеральных планов развития Москвы представлена с помощью мультимедийной инсталляции, которая в доступной форме доносит основные концепции, лежавшие в основе сложных градостроительных документов. Своеобразный противовес — раздел «Утопии», представляющий самые смелые идеи преобразования Москвы, зачастую имевшие с реальностью мало общего. Среди них — Автомобильный тоннель под Красной площадью, конкурс на развитие Москвы 1932 года, в том числе предложения Ле Корбюзье, знаменитый «Летающий город» Георгия Крутикова и многое другое.
Для экспозиции Музей Москвы предоставил более 200 предметов: архивные фотографии, негативы, литографии, гравюры и открытки XIX-XX веков, а также карты и планы застройки Москвы с XVII века до 1960-х годов. На выставке можно увидеть серию открыток «Москва будущего» 1914 года, фотографии Бориса Томбака, Александра Капустянского, Эммануила Евзерихина и других известных художников и корреспондентов, а также книги из собрания краеведа и историка Петра Васильевича Сытина.
Зрители также увидят цикл документальных короткометражных фильмов, сделанных специально для выставки креативной студией «История будущего» Михаила Зыгаря, посвященных развитию дорог, социальной и культурной инфраструктуры, зелени и парков, а также явлениям, которые влияли на развитие города (перенос столицы, обводнение, пожары, юбилеи, олимпиада-80 и др.)
«Москва: проектирование будущего» — визионерский проект, над которым трудилась команда профессионалов:
Председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, главный художник «Первого канала» Дмитрий Ликин, а также специалисты Москомархитектуры, Института Генплана Москвы, Музея Москвы, Центринформ и бюро Planet9.
Дмитрий Ликин, куратор выставки «Москва: Проектирование будущего»
Мы живем в будущем наших родителей и проектируем будущее наших детей. Проектирование будущего — это сложный набор теоретических компетенций и практических умений.
Взгляд в будущее формируется взаимодействием аналитических моделей (демографической, социальной, транспортной, пространственной) с механизмами их практической реализации (нормы, правила, бизнес-процессы). В Москве координацию этой деятельности осуществляет Москомархитектура.
Город, особенно столичный, это сложный организм, складывающийся под взаимным воздействием различных объективных факторов, внезапных событий и судеб конкретных людей, в этих обстоятельствах живущих.
У города бывают разные модели развития. Эти модели обслуживают глобальную и политическую повестку (например, пресловутые «хрущобы» — реализация запроса на социальную справедливость) и реагируют на развитие технологий.
Модель организации постиндустриального сетевого города неизбежно будет отличаться от привычного уклада индустриальной модели, и это не прихоть текущей городской администрации, а следование объективным и очевидным (по крайней мере для профессионалов) тенденциям.
Urbi et orbi — «городу и миру». Мечта об идеальном устройстве того и другого воплощалась в генеральном плане развития города. Это романтический по своей сути документ, смесь идеологии и архитектуры, инструмент политики, выраженной через градоустройство.
Генплан является предельным воплощением модернистской парадигмы, предполагающей веру в прогресс, в возможность рационального преобразования мира, в безграничные силы человека. В этом качестве генплан — «уходящая натура», примета века XX. В наступившем сейчас новом многомерном времени с его бесконечными возможностями и непрогнозируемыми шансами на их реализацию он занимает почетное место в истории титанических проектов недавнего прошлого, вместе с планами освоения космоса или поворота сибирских рек.
Выставка предлагает небанальную оптику истории Города, ожидаемый хронологический нарратив заменен историей «сущностей»: историей Земли, историей Дорог, историей Воды и Зелени, историей Города как центра религиозной и светской жизни.
Проект фокусируется на фигурах не столько знаковых, сколько значимых; посетители не встретят многих иконических персонажей отечественной архитектуры, но узнают о малоизвестных творцах, реально повлиявших на развитие Москвы.