Зачем мольберт? Зачем кисти? Надо прибить холст к полу и рисовать мастихином, шприцем, гвоздем… Все гениальное просто!
Продолжая последовательно развивать тему иррационального в искусстве, в предыдущих материалах рубрики мы ознакомились с психоаналитическим взглядом на собственно феномен иррациональности, посмотрели истоки и некоторые особенности абстракции, дошли до сюрреализма.
Самое время окунуться в экспрессионизм, в его абстрактную часть. Основоположником направления заслуженно считается американский художник Джексон Поллок.
Абстрактный экспрессионизм - направление современного искусства, объединяющее художников, рисующих быстро и на больших полотнах, обычно разными красками, мазками различной величины, кистью или мастихином, иногда капая красками на холст.
Художники следуют собственному эмоциональному состоянию, выражая и отражая его на холсте. Благодаря экспрессии и методу фиксации, мы можем увидеть художественное произведение, являющееся определенным зеркалом души, отражающим эмоциональное состояние художника в момент сотворения картины.
Что же получается? С одной стороны, мы, зрители, можем пропустить картину через себя, и прочувствовать ее. С другой стороны, эмоционально подключиться к душевному состоянию художника, что в моменте позволит увидеть и оценить происходящее вокруг глазами автора.
То есть, творчество абстрактных экспрессионистов позволяет получить новые эмоции от непривычного взгляда вовне и внутрь.
Отражение работы подсознания художника на холсте позволяет рассмотреть его и провести определенные параллели. Например, между выбором цвета, сочетанием цветов, выбором предмета нанесения, особенностями мазков, масштабов холста и личностью художника. Возможно, найти связь между типом личности, душевным состоянием в момент написания произведения и собственно произведением.
Для абстрактных экспрессионистов, как, пожалуй, ни для каких других художников, творческие работы – отражение подсознательного, отражение души. Следовательно, тип личности и душевное состояние должны иметь значительное влияние на произведение – его содержание и исполнение.
Американский художник Пол Джексон Поллок родился в 1912 году. А начало прошлого века – излом в истории искусства. Ренессанс давно закончился, барокко уж не в моде, ампир потихоньку сдал свои позиции модерну, а тут уже вовсю импрессионисты развернулись. Русский авангард бескомпромиссно заявил о своем праве на существование в Европе! И вот Поллок…
Парень появился на свет в городке Коди на северо-западе штата Вайоминг, США. Коди трудно назвать городом - там жило немногим более 1 тыс. человек! Вайоминг сам по себе самый малочисленный штат, родина знаменитых ковбоев. Не просто так на флаге штата изображен бизон – «буффало».
Представили себе атмосферу дикого запада? Нам это крайне пригодится, ибо жизнь Поллока – сплошное родео!
А вот вам в помощь видение Поллока.

Джексон Поллок. На Запад. 1934-1935
Smithsonian American Art Museum, Washington, DC
Поллок писал ее, основываясь на собственных переживаниях. Он ходил по пустыне вместе с отцом, будучи еще ребенком. Встречался с индейцами, проводил время в племенах, знакомясь с бытом, культурой и традициями.
Отсюда еще одна картина.

Джексон Поллок. Маска. 1941
Museum of Modern Art (MoMA), New York
Поллок продолжает искать себя. Он жаждет нового. Он хочет быть первым. Тернист был путь к славе. Работа с подсознанием сильно потрепала душу художника. Длительное время он посещал психоаналитика…
Пройдя все преграды, признаться, со значительными потерями, он взмахнул кистью и стряхнул капли краски на холст. И вот оно. Вспышка. Короткое замыкание. Пазл сложился. Подсознание вырвалось наружу непроизвольным движением. Так родился дриппинг, пример живописи действия.

Джексон Поллок в студии за работой, 1949
Фотограф Martha Holmes
В процессе создания картин Поллок отошел не только от мольберта и кисти, но и от использования только исключительно руки, так как задействовал при работе все тело. В 1956 году журнал Time окрестил Поллока «Джек-разбрызгиватель» за его уникальный живописный метод.
Поллок не просто разбрызгивал краску. По словам Алана Феникса, научного сотрудника Института сохранения предметов искусства Гетти (США), в картине «Мурал», например, он «нашел в сечении 25-26 различных комбинаций красок, лежащих в несколько слоев. Причем эти слои наносились последовательно через значительные промежутки времени, чтобы нижележащий слой краски был уже достаточно высохший.
То есть, картины Поллока многослойны. Можно сказать, что они символически отображают структуру разума человека: сознание на поверхности и скрытое подсознание.
Вот что в результате получилось у Джека-разбрызгивателя.

Джексон Поллок. Номер 34. 1954
Munson Williams Proctor Arts Institute/Art Resource, NY/Scala, Florence
На обложке: Джексон Поллок. Полная Морская сажень Пять. 1947