• Блокнот
  • Войти
  • Корзина
    Здесь пока ничего нет
Cannot find 'search_line2' template with page ''
Назад в категорию Искусство Психология
13.04.2021

Автор:

Осознание бессознательного: зачем искусствоведу психоанализ

  • Фрейд Зигмунд
  • Выготский Лев
  • Лакан Жак
Посмотреть книги Добавить в блокнот
Осознание бессознательного: зачем искусствоведу психоанализ

Бессмысленное нагромождение пятен, линий или поток воображения? Абстракция через призму психологии

Пройдя определенный путь в восприятии и понимании искусства - от классики до абстракции, - я осознанно выбрал последнее. Началось все с Пушкинского музея: первое знакомство с классическим искусством. Потом было много других музеев, появилась насмотренность. И вдруг видишь объявление о какой-то выставке. Хвалебные отзывы. Современное искусство! Идешь, почти бежишь, ибо хочется получить новые впечатления, а там… мазня! Вот прямо точно! Мазня! Но почему-то люди вокруг ходят с умным видом, рассматривая странные картины. И не «хлопают дверью» в попытке убежать от этого кошмара! Почему? Что они видят такого? Что открыто им и скрыто от меня? 

Так начался новый этап знакомства с современным искусством. Практический опыт врача-психотерапевта и гуманитарные знания искусствоведа дали два ключа для осмысления: абстракцию я разбираю и с позиции психологии. Именно такой двойной фокус помог понять и прочувствовать иррациональное искусство, всю эту «мазню». В цикле статей я хочу поделиться опытом, выступить в роли проводника, чтобы показать новое, по-своему прекрасное, изящное, глубокое искусство. 


ФЕНОМЕН БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Для начала давайте определимся с терминами, научной базой, чтобы свободно ими оперировать и допускать, по возможности, меньше интерпретаций – будем держать единый дискурс.

Бессознательное – термин, обозначающий психологические явления, которые протекают без контроля сознания человека. Это определение далеко не научно и не претендует на всеобъемлемость. Однако оно как нельзя лучше отражает квинтэссенцию феномена бессознательного.

Бессознательное активно используется психологами и психиатрами с целью объяснения различных мыслей, мотивов и поступков человека, которые не могут быть объяснены без дополнительного изучения личности, истории жизни человека и его воспитания.

Исторически бессознательным начали заниматься Эммануил Кант, Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман, отталкиваясь от работ Сократа, Платона, Августина, Спинозы. В конце XIX века продолжил развитие теории бессознательного австрийский невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud). 

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд

Фрейд использовал в своей работе бессознательное, назвав его Оно. Помимо Оно Фрейд выделил Эго и Суперэго – составные и неразрывные части личности человека. 
  • Эго – собственно Я личности. Это понятные и объяснимые поступки, рациональные мысли и желания. 
  • Суперэго – ограничения Я личности, которое складывается из воспитания, норм морали, законов социума.
  • Оно, соответственно, темная сторона личности, хранилище скрытых, неудовлетворенных желаний, чаще сексуального характера. А если руководствоваться теорией Фрейда, то исключительно сексуального характера.

Личности свойственны различные формы психологической защиты. Основных форм существует шесть. Особый интерес для понимания современного искусства представляют вытеснение и сублимация. Прочие формы психологической защиты также влияют на творческий процесс, но в меньшей степени. 


БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ

Что же есть бессознательное в искусстве? Это проявление различных не контролируемых сознанием глубинных психических процессов в эстетической деятельности человека и, в частности, художественном творчестве с последующей репрезентацией.

Последователь Фрейда французский психоаналитик и философ Жак Лакан, развивая теорию психоанализа во взаимосвязи с искусством, говорил о предметах живописи, что «картина не соревнуется с внешностью, она соперничает с тем, что Платон обозначил для нас как находящееся за внешним – как бытие, или Идея». 

Жак Лакан

Жак Лакан

Л.С.Выготский, изучавший психологию искусства, говоря о взаимосвязях сознательного и бессознательного, отмечает, что «существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся, живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и проявлениям мы научаемся распознавать бессознательное и законы, управляющие им».

Лев Семёнович Выготский

Лев Семёнович Выготский

Творчество – это одна из форм проявления бессознательного, содержащее осколки памяти, приправленные эмоционально значимыми событиями и эмоциями текущего момента, создает те или иные образы, которые художник облекает в форму, создавая произведение искусства. Художник обычно не может объяснить смысла изображенного. Ведь то отображение подсознания. Образы могут быть расплывчаты, бесформенны, процессы и явления не последовательны, взаимосвязи не логичны. И все это может быть выражено неординарным способом посредством обычных и не очень медиумов (изобразительных средств – краска, песок, стекло, бумага и т.д.). 


КАК ПРОИСХОДИТ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС?

Разберем ранее выбранную нами форму психологической защиты - вытеснение. Согласно психоаналитической теории Фрейда, в результате дистресса человеку свойственно вытеснять различные события, идеи, мысли. Условно – забывать, а фактически – переносить их в область долговременной памяти, которая не является активной. При этом существующие нейронные связи, ответственные за хранение этой информации, разрываются лишь частично. Таким образом, вытесненное может влиять на актуальное поведение человека, формируя определенные модели, характер, привычки, и, что наиболее нам важно и – спонтанные поступки. При этом влияние бессознательного на них не будет осознаваемым личностью. 

Сублимация, как форма психологической защиты, проявляется в творчестве посредством «выплескивания» неудовлетворенных потребностей и возможностей на холст или с помощью других медиумов.

Человеку крайне сложно, а порой и невозможно объяснить почему он высказался таким образом, откуда у него возникла определенная идея. А ведь идея есть ни что иное, как основополагающий элемент творчества. Очень часто и интуиция - проявление бессознательного, основанного на прошлом опыте, который условно забыт или вытеснен. Но это уже не относится к нашей теме напрямую. Хотя… «Черный квадрат» Малевича – вполне мог бы быть символом бессознательного. Ибо лучше его бессознательное и не изобразишь. Но все же вернемся к творчеству.

Бессознательное, помимо спонтанных поступков, способно обнаруживать себя в фантазиях и сновидениях. И уж абсолютно точно при галлюцинациях – обманчивом чувственном восприятии окружающей действительности. Здоровый человек имеет право на гипнагогические и гипнокампические галлюцинации. Это галлюцинации при отходе ко сну и при пробуждении. Фрейдовское Оно просыпается в те моменты, когда спит Я личности и дремлет Суперэго. 

Для художника его бессознательная сфера - это не только источник тревожности и душевного дискомфорта. Иррациональное – кладезь творчества. Количество комбинаций из звеньев бессознательного, в которое откладывалось на протяжении жизни увиденное и услышанное, но не отреагированное на уровне чувств и эмоций, стремится к бесконечности. Сдобренное переживаниями и неудовлетворенными потребностями копилка бессознательного может выдавать как возвышенное, так и обыденное. Другое дело, что это будет репрезентация, как правило, свободная от норм и правил.

На обложке знаковая работа Роберто Матта «Слышать живое» (1941)  

В первом приближении мы разобрали психологическую основу творчества. Причины и сам процесс. 

О результатах творчества будем говорить в следующих материалах. В качестве примеров посмотрим на Сальвадора Дали и Джексона Поллока, представителей сюрреализма и абстрактного экспрессионизма соответственно.





Автор:

Поделиться

Подборка книг

Акции и События

Другие эссе