Последнее слово Гения, познавшего все радости и горести жизни
Такая бурная, неспокойная жизнь, в которой художник познал все: сладость семейного счастья и потерю близких людей, жизнь в роскоши и трагедию банкротства, всеобщее признание и забвение всеми покинутого нищего. В конце жизни, когда не осталось ничего, кроме лохмотьев и принадлежностей живописца, Рембрандт написал последний шедевр.
Рембрандт. Я почти нигде не задерживалась, по залам Эрмитажа пролетала. Боковое зрение зацепило Веласкеса – огромный соблазн притормозить. С трудом, но удержалась. Важно было донести свой «сосуд восприятия и впечатлений» пустым, чистым.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет, 1659. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Таков для меня Рембрандт (Рембрандт Харменс ван Рейн). Конечно, о сокровенном не трубят на просторах интернета, и я не стану описывать внутренний диалог с художником. Расскажу о другом.
В Эрмитаже крупнейшее собрание работ Рембрандта – больше только в Амстердаме. Завершает экспозицию картина «Возвращение блудного сына», в основу сюжета которой положена притча о милосердном отце из Евангелия от Луки.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына, ок. 1663/1665. 1659. Государственный Эрмитаж, СПб
Эту картину Рембрандт писал не на продажу – для себя. Поэтому в ней – вся его боль, его молитва и надежда на прощение. Очень больной, писал привязанной к руке кистью, мастихином или пальцами (как пятку сына, например).
Огромное полотно (262 х 205 см), персонажи на нем – в человеческий рост. Когда зрители подходят к картине, они как-бы замыкают круг, в центре которого квинтэссенция сюжета – старый отец принимает и прощает блудного сына, промотавшего наследство; он любит его несмотря ни на что! Невольно зрители становятся участниками сцены прощения, как будто это происходит здесь и сейчас!
Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. Фрагмент.
Другой пример, точнее вопрос - отношение старшего брата, стоящего в стороне, справа на некотором возвышении. Историками искусства оно трактуется совершенно по-разному. Одни видят в его прямой осанке, скрещенных руках и выражении лица немую укоризну, осуждение; другие, напротив, считают, что единым цветовым решением плаща старшего брата и накидки отца Рембрандт подчеркнул общее, солидарное принятие непутевого брата.
Вне сомнений только главный смысл, который вложил Рембрандт в эту свою позднюю работу. Она об истинной любви, что долготерпит и милосердствует, «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», о том, что каждый вправе надеяться на бесконечное милосердие Бога, прощающего своих детей.
В католической церкви есть такая традиция: один раз в 25 лет объявляется юбилейный Год Милосердия, когда в католических храмах распечатывают замурованные Святые двери, символизируя полное отпущение грехов (индульгенцию). Святая дверь имеется в каждом крупном католическом храме, на протяжении 24 лет она остается замурованной и распечатывается только в Юбилейные годы. Таким был 2000 год.
В 2015 году римский папа Франциск объявил внеочередной Юбилейный год Милосердия. Полотно Рембрандта стало еще одним символом, фрагмент которого отчеканили на медали, выпущенной в январе 2016.
Медаль, выпущенная к внеочередному Юбилейному году Милосердия. 2016 год. Реверс
Еще раньше Ван Гог скажет о Рембрандте: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать…»
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669).