• Блокнот
  • Войти
  • Корзина
    Здесь пока ничего нет
Cannot find 'search_line2' template with page ''
Назад в категорию Философия

Автор: Елена Войт

Искусство жить Мераба Мамардашвили

  • Мамардашвили Мераб
Посмотреть книги Добавить в блокнот
Искусство жить Мераба Мамардашвили

Философ об истинной свободе, "рождении человека" и вкусе к жизни

Мамардашвили Мераб Константинович. Выдающийся мыслитель, гуманист, философ с мировым именем, большой человек во всех смыслах. 

Себя называл метафизиком, просто философом. Человеком, который ищет смысл и называет явления и вещи своими именами. Основной интерес – исследование сознания и бытия человека.

Вопреки идеологии Советского Союза, его собственные взгляды и мировоззрение формировались под влиянием французских философов, которых в юности читал полуподпольно: Монтень, Монтескье, Руссо.

«Главным моим открытием стал чисто французский дар жить! Жить изо всех сил, напряженно, интенсивно: не конструировать теории о свободе, но пережить свободу. Пережить свободу изнутри, в конкретном опыте, и сделать этот опыт прозрачным и гармоничным!»

Поэтому философию Мамардашвили определял как одновременно мудрость и искусство жить.

Его философия – это путь к свободе и рождению человека. Потому что человек – существо, не являющееся продуктом природы; человек сам себя создает, выковывает во времени через усилие над самим собой. Рефлексию, сознание и мышление усилием воли считал необходимым для настоящего «рождения» человека.

Был великолепным знатоком марксизма и Гегеля, но близкими по духу считал Платона, Декарта и Канта. Занимался философией психоанализа, Фрейдом и Юнгом, но не мог обойти стороной  любимого писателя Марселя Пруста.

Почти не писал книг, не любил: осознавал тяжесть своего слога на письме. Другое дело - диалог, контакт с аудиторией. Перед слушателями открывался, переживая вместе с ними проблемы и опыт, включая их в процесс мышления. Его философия живая, отсюда и эпитет, который получила – «сократическая». Сближает с Сократом не только диалоги, но осмысленная любовь к одиночеству.  

Основа его творческого наследия – лекции (сам называл их беседами) и интервью. Читал много в университетах Советского Союза, а после окончания 20-летнего невыездного периода - в Европе и США. Сегодняшние издания – это посмертные расшифровки аудиозаписей лекций, интервью и докладов на конференциях.

«Не представляю себе философию без рыцарей чести и человеческого достоинства. Все остальное – слова»,  - эпиграф, который мы взяли на сайте Фонда Мераба Мамардашвили. Человеческое достоинство для Мераба было превыше всего. Потому категорически не принимал тоталитаризм,  точно и емко называя такую систему «крышкой гроба».  Для людей 70-80-х годов его имя было знаковым; как символом внутренней свободы, этим именем «перекликались во мраке».

Любил одиночество и молчание, но отнюдь не был отшельником. Напротив, умел дружить, любить; слыл гурманом, знатоком вин (грузин все-таки!) и хорошего табака; любил долгие застолья и разговоры…

В анонсе: Мераб Мамардашвили. Фото И. Пальмина, 1980 год

Мамардашвили Мераб Константинович, 1930-1990. Доктор философских наук (1970), профессор (1972).

"Ты можешь прожить и умереть, так и не обнаружив, что же было твоим чувством. У тебя были собственные чувства, но ты ни разу их не почувствовал; у тебя были свои мысли, но ты их так и не додумал, был свой опыт, но ты не осмыслил его".
В коллаже использованы картины и фрагменты: Рене Магритт. Сын человеческий (1964); Павел Филонов. Ударники (1934-35); Сальвадор Дали. Призрак на пляже (1934); Рене Магритт. Счастливый даритель (1966)

И еще несколько цитат Мераба Мамардашвили из бесед, записанных по-французски для «France Culture» в ноябре 1989 года, незадолго до смерти.

«Подлинный Декарт – это непрерывное творение, когда мир – и мы в мире – заново творится каждый миг. В этой мысли – весь мой опыт, весь мой философский путь. Это означает, что я не безучастный зритель, что я вовлечен в жизнь мира и в свою собственную, что я занимаю определенную позицию – в частности, противостою всему мертвому и полумертво-призрачному. Тоталитарное общество – это мир незавершенностей; это гигантская гробовая крышка, под которой задыхаются недодуманные мысли, нежеланные желания, неиспытанные чувства, непонятный смысл, неизвлеченный опыт».

«Ты можешь прожить и умереть, так и не обнаружив, что же было твоим чувством. У тебя были собственные чувства, но ты ни разу их не почувствовал; у тебя были свои мысли, но ты их так и не додумал, был свой опыт, но ты не осмыслил его».

«Быть живым, сохранить ощущение собственной жизни (вместе с традицией этого ощущения) во всех проявлениях своего существа, во всем, что ты говоришь, думаешь или делаешь, - это значит сохранить глубиннейшую связь с самим собой. Этого не может понять тот, кто утратил вкус к жизни или никогда не имел его. Тому, кто этот вкус потерял, нельзя ничего объяснить».  

Автор: Елена Войт

Поделиться

Подборка книг

Акции и События