• Блокнот
  • Войти
  • Корзина
    Здесь пока ничего нет
Cannot find 'search_line2' template with page ''
Назад в категорию Искусство

Автор: Катя Птичка

Прощение блудного сына

  • Рембрандт
Посмотреть книги Добавить в блокнот
Прощение блудного сына

Последнее слово Гения, познавшего все радости и горести жизни

Такая бурная, неспокойная жизнь, в которой художник познал все: сладость семейного счастья и потерю близких людей, жизнь в роскоши и трагедию банкротства, всеобщее признание и забвение всеми покинутого нищего. В конце жизни, когда не осталось ничего, кроме лохмотьев и принадлежностей живописца, Рембрандт написал последний шедевр. 

Рембрандт. Я почти нигде не задерживалась, по залам Эрмитажа пролетала. Боковое зрение зацепило Веласкеса – огромный соблазн притормозить. С трудом, но удержалась. Важно было донести свой «сосуд восприятия и впечатлений» пустым, чистым.

2. Рембрандт. Автопортрет_1659.jpeg

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет, 1659.  Национальная галерея искусства, Вашингтон

Есть художники, которых выделяешь для себя даже среди великих; они вне пространства и времени (в том смысле, что совершенно неважно, где и когда они творили). Встреча с ними - не дань обязательной программы. И вроде столько всего прочитано: знаешь биографию, помнишь работы, готовишься к этой встрече, а она все равно волнует. Это похоже на сокровенное таинство;  молча задаешь художнику вопросы, и, глядя на картины, ищешь ответ. 

Таков для меня Рембрандт (Рембрандт Харменс ван Рейн).  Конечно, о сокровенном не трубят на просторах интернета, и я не стану описывать внутренний диалог с художником. Расскажу о другом. 

В Эрмитаже крупнейшее собрание работ Рембрандта – больше только в Амстердаме. Завершает экспозицию картина «Возвращение блудного сына», в основу сюжета которой положена притча о милосердном отце из Евангелия от Луки.

2. Рембрандт. Возвращение блудного сына.jpg

Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына, ок. 1663/1665. 1659.  Государственный Эрмитаж, СПб

Картина написана художником в конце жизни. Рембрандт одинок: к этому времени умерли две любимые женщины, единственный сын и невестка; ученики оставили; кредиторы забрали все имущество, новых заказов нет. Он болен, стар и нищ.  

Эту картину Рембрандт писал не на продажу – для себя. Поэтому в ней – вся его боль, его молитва и надежда на прощение. Очень больной, писал привязанной к руке кистью, мастихином или пальцами (как пятку сына, например).

Огромное полотно (262 х 205 см), персонажи на нем – в человеческий рост. Когда зрители подходят к картине, они как-бы замыкают круг, в центре которого квинтэссенция сюжета – старый отец принимает и прощает блудного сына, промотавшего наследство; он любит его несмотря ни на что! Невольно зрители становятся участниками сцены прощения, как будто это происходит здесь и сейчас!

3. Рембрандт. Возвращение блудного сына_фрагмент.jpg

Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. Фрагмент.

В ней есть свои загадки. Например, совершенно разные руки отца, обнимающие сына: очевидно, что одна рука сильная, мужская, другая же - тонкая, женская. Рембрандт не оставил записей, проливающих свет на смысл художественного жеста, и это породило различные интерпретации. 

Другой пример, точнее вопрос - отношение старшего брата, стоящего в стороне,  справа на некотором возвышении. Историками искусства оно трактуется совершенно по-разному. Одни видят в его прямой осанке, скрещенных руках и выражении лица немую укоризну, осуждение;  другие, напротив, считают, что единым цветовым решением плаща старшего брата и накидки отца Рембрандт подчеркнул общее, солидарное принятие непутевого брата. 

Вне сомнений только главный смысл, который вложил Рембрандт в эту свою позднюю работу. Она об истинной любви, что долготерпит и милосердствует, «все покрывает, всему верит, всего  надеется, все переносит», о том, что каждый вправе надеяться на бесконечное милосердие Бога, прощающего своих детей. 

В католической церкви есть такая традиция: один раз в 25 лет объявляется юбилейный Год Милосердия, когда в католических храмах распечатывают замурованные Святые двери, символизируя полное отпущение грехов (индульгенцию). Святая дверь имеется в каждом крупном католическом храме, на протяжении 24 лет она остается замурованной и распечатывается только в Юбилейные годы. Таким был 2000 год. 

В 2015 году римский папа Франциск объявил внеочередной Юбилейный год Милосердия. Полотно Рембрандта стало еще одним символом, фрагмент которого отчеканили на медали, выпущенной в январе 2016.  

4. Медаль. Реверс.jpg

Медаль, выпущенная к внеочередному Юбилейному году Милосердия. 2016 год. Реверс

Директор музеев Ватикана Антонио Паулуччи назвал шедевр картиной тысячелетия.

Еще раньше Ван Гог скажет о Рембрандте: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать…»

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669).

«Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать…» (Ван Гог)

И напоследок. 

В годы войны фонды Эрмитажа эвакуировали за Урал. Картины вынимали из рам и накручивали на специальные валы. Но снять с рамы эту картину у музейных работников руки не поднялись: так и повезли, во весь ее огромный размер.

«Возвращение блудного сына» - невыездная картина, увидеть ее можно только в Эрмитаже!  





Автор: Катя Птичка

Поделиться

Подборка книг

Получи скидку по промокоду:
QWERTY

Другие эссе