• Блокнот
  • Войти
  • Корзина
    Здесь пока ничего нет
Cannot find 'search_line2' template with page ''
Назад в категорию Искусство Психология

Автор: Константин Бабкин

Психология и искусство - кровные узы

  • Сальвадор Дали
  • Фрейд Зигмунд
Посмотреть книги Добавить в блокнот
Психология и искусство - кровные узы

"Сюрреализм - это я"

Где безумие, а где эпатаж? Что есть гениальность? Где граница нормальности и кто ее проводит?


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Для большинства европейцев вопрос смерти на психологическом уровне недостаточно проработан. Кто-то избегает этой темы принципиально. Отрицает неизбежное событие как факт. Зигмунд Фрейд подобный феномен так и называл – отрицание. В предыдущей статье, посвященной бессознательному в искусстве, мы поговорили о вытеснении и сублимации. Теперь очередь дошла до третьей из шести форм психологической защиты - отрицании.

Но прежде нужно упомянуть о двух типах отношения людей к вопросу смерти. Первое - рациональное отношение. Оно позволяет принять переход материи из одного состояния в другое как данность. Человек отдает себе отчет в конечности жизни и творит, исходя уже из этого условия. Жизнь в чем-то становится проще, в чем-то сложнее. Другой вариант – иррациональное отношение. Это про людей религиозных, например.

А для кого-то вопрос остается нерешенным, открытым. И тогда начинает работать психологическая защита, чтобы душа человека не страдала подобным экзистенциальным вопросом. Какая форма защиты сработает – у каждого своя. Но мы поговорим об отрицании как об одном из возможных вариантов. 

Как выражается отрицание? Самое простое – сделать вид и поверить, что события не было, нет, и не будет! Другой вариант – устроить шоу. Обыграть смерть в прямом и переносном смысле! Устроить из неразрешимой проблемы цирк, театр… и не будет места горю, ибо будет веселье. А где веселье правит бал, там смерти делать нечего.

Как вы уже могли догадаться, речь пойдет о гении сюрреализма, короле акционизма и перформанса – Сальвадоре Доме́неке Фелипе Жасинте Дали-и-Доме́неке, маркизе де Дали де Пу́боль. Так звучит его полное имя.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали


Со смертью у Сальвадора Дали были непростые отношения. Так сложилось, что у его брат-тезка скончался в два года от менингита. Через девять месяцев после этого прискорбного события родился сам Сальвадор. И родители увидели в этом событии реинкарнацию старшего брата. Маленького художника родители отвели на могилу, где на памятнике было выведено имя… Сальвадор Дали… Его собственное имя…

Сальвадор Дали. 1911

Сальвадор Дали. 1911


Нам сложно оценить произошедшее. Но, безусловно, подобная травма не могла пройти для ребенка бесследно. И тогда Сальвадор начал активно доказывать, что он жив. Он постоянно требовал внимания. Показывал себя со всех сторон, устраивая шоу. Так было всю его жизнь. Апофеозом творчества и реализации ранее упомянутого отрицания смерти стал театр-музей, созданный Дали как собственный прижизненный мемориал, где он в дальнейшем и был похоронен.

«Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон», - говорил Сальвадор Дали о своем детище. И свидетели триумфального сооружения в Фигерасе согласятся, что художнику удалось задуманное!

Но путь к Олимпу славы был непрост. Изначально Дали искал себя.

Музей Сальвадора Дали

Театр-музей Дали, Фигерас, Испания



СЮРРЕАЛИЗМ

Быть реалистом скучно. Уникальность - свойство гениев. Сальвадор Дали понимал творческий процесс как материализацию иррационального. Но в этом подходе нет ничего уникального. Он свойственен любому абстрактному художнику. И Дали пошел дальше, создав метод, который назвал параноидально-критической деятельностью. «Тот факт, - писал Дали, - что я сам в момент письма не понимаю смысла своих картин, не значит, что они вообще лишены смысла: напротив, смысл их так глубок, сложен, многозначен и непроизволен, что ускользает от простого анализа и определения с помощью логической интуиции... Вот, к примеру, сюрреалистические события дня: ночная поллюция, ложное воспоминание, сновидение, дневная фантазия, превращение ночного фосфена в конкретный, вызывающий сонливость образ, пищеварительный каприз, внутриматочные сокращения, деформированная истерия, произвольное задержание мочи... и т.д. и т.п.».

Что здесь вымысел, что правда – остается только гадать. Сдается мне, что не нужен был Дали какой-то метод. Его психопатичный тип личности, вперемешку с гениальностью художника давали превосходный результат без применения каких-либо методик. Но с другой стороны, коллеги использовали научный подход. И во всем любящим быть первым Дали негоже было отставать и рисовать просто так, без метода! Вот он и «изобрел» параноидно-критическую деятельность…

Хотя, правды ради, надо сказать, что он все же использовал психотехнику, о которой я вскользь упоминал в предыдущем материале. Он достигал гипнагогического состояния – полусна, полубодрствования. Когда сны видишь наяву. Это галлюцинации, на которые имеет право здоровый человек. И многие их испытывали. Как и гипнопомпические – при выходе из сна.

Рассказывают, чтобы не провалиться в послеобеденный сон, Дали усаживался в кресло и брал в руки ложку. А на пол ставил тарелку. И когда сиеста начинала властвовать над ним, сны вперемежку с событиями дня слегка кружили голову, рука расслаблялась и ложка падала со звоном на тарелку. Вот тут Сальвадор и просыпался, успевая ухватить кусочек фантасмагории!

Сальвадор Дали

Диван Dalilips, Сальвадор Дали в соавторстве с Оскаром Тускетсом Бланка, 1972 год. BD Barcelona Design


Хотите верьте, хотите нет, но художник, не стесняясь в выражениях, эпатируя публику поведением, творил. В общем-то, его так сказать «метод», как мне кажется, все же основан на репрезентации работы взбудораженного, если не сказать воспаленного, подсознания. Критическое отношение к эстетически прекрасному заставляет кисть смешивать и располагать краски на холсте в определенной, ощущаемой только художником, закономерности, что и рождает в конце концов шедевр. Обратите внимание! Не писать картину, а располагать краски. Правда, не совсем обычное отношение к происходящему?

На холсте правит бал иррациональное. Оно довлеет над бессознательным. Отсюда вычурные формы, кричащие линии и пятна. Собственно поэтому и направление творчества Дали имеет такое название – сюрреализм. То есть надреализм. Эдакая смесь сна и реальности. Отдавшись творчеству, художник получает сложную многоплоскостную эстетическую картину.

Когда мы смотрим на работы Дали, то ощущение сновидения не покидает нас. Сон наяву.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали. Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения.1944 

Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid    


В начале ХХ века растет мода на спиритизм. Духовные практики создают благодатную почву не только для различного рода спекуляций, но и способствуют проникновению в различные сферы жизни психологических практик, целью которых является работа с подсознанием.

Сюрреалисты активно применяли в творческой деятельности гипноз, различные психотропные средства для того, чтобы заглянуть в подсознание. Но Дали пошел дальше. Кажется, он мог «вытворять» не прибегая к подобным практикам.

Другим сюрреалистам было сложнее. Возможно, не хватало гениальности, таланта или пресловутой болезненности. Они создали теорию освобождения желания, изобрели методы, направленные на воспроизведение механизмов сновидений. Они провозглашали и активно продвигали неконтролируемое создание работ – автоматическое письмо, автоматическое рисование, автоматическое музицирование.

На обложке: фотография кадра из фильма "Андалузский пёс". 1929 год. Нью-Йоркский музей современного искусства

Автоматическое рисование – метод, который в дальнейшем взял на вооружение Джексон Поллок. Обогатил и модернизировал его за счет различного медиума и оригинальной техники исполнения, не погружаясь в сюрреализм. 

Но об этом - в другой истории!



Автор: Константин Бабкин

Поделиться

Подборка книг

Получи скидку по промокоду:
QWERTY

Другие эссе