Художник, который снял все лишнее и показал, что останется от человека, когда исчезнет видимость
Добрый, скромный и обаятельный человек с мудрыми глазами, воплощение мужской красоты. Без всяких скандалов и эпатажа стал самым дорогим скульптором XX века.
Альберто Джакометти
Начинал с академизма и фовизма, обучался у знаменитого французского скульптора Антуана Бурделя. Уже в 1925 работы Джакометти впервые были представлены публике на выставке в Салоне Тюильри.
Влился в парижский авангард: работал в кубизме и символизме, обращался к мотивам африканского примитивного искусства. Наконец в 1930 году Джакометти встретил Луи Арагона, Андре Бретона и Сальвадора Дали и примкнул к сюрреалистам.
Через пять лет Джакометти громко «хлопнет дверью», бросит в сторону Андре Бретона хлесткие, обидные слова и покинет группу. Но чтобы не сказал Альберто, уходя от бывших сотоварищей, почти пять лет он искренне разделял идеи сюрреализма: подписывал декларации, участвовал в собраниях и совместных выставках, был преданным последователем Андре Бретона.
Для Джакометти это был богатый в творческом плане период. Тогда были созданы самые впечатляющие скульптуры во всей истории сюрреализма: предельно откровенные и, в тоже время, символичные; чистые абстрактные как «Мужчина и женщина» (1928-1929) или шокирующие как «Женщина с перерезанным горлом» (1932).
Альберто Джакометти. Слева: Мужчина и женщина, 1928-1929. Справа: Женщина с перерезанным горлом, 1932
Последовали годы тишины, почти забвения: работа дизайнером и долгие размышления. Отказавшись от работы с натуры, полагаясь только на свое воображение, он начал создавать маленькие фигурные скульптуры.
«К моему ужасу, мои скульптуры становятся все меньше и меньше <…> они становятся такими миниатюрными, что зачастую довольно одного удара ножом, чтобы они рассыпались в пыль».
Уехав в 1941 году по семейным делам в Швейцарию, он задержался в Женеве на несколько лет, где продолжал создавать свои миниатюры. По легенде, вернувшись после войны во Францию, Джакометти привез скульптуры в спичечных коробках.
В Париже маленькие фигурки-скелеты начали «расти», все выше и выше. Именно тогда родился особенный, узнаваемый стиль Джакометти, главной темой творчества которого до конца жизни останется Человек.
Тонкие, удлиненные силуэты… Вдохновением стали вотивные этрусские статуэтки, связанные с заупокойным культом народа. Самая известная хранится в археологическом музее Гуарначи в Вольтерре: бронзовая статуэтка мальчика высотой 57.4 см.
Слева: Статуэтка типа "вечерней тени". Бронза, III-I века до н.э. Вольтерра, Этрусский музей Гварначчи.
Справа: Альберто Джакометти. Большая женщина II, 1960.
Одна из версий - фигуры подражают длинным теням от человеческого тела в последних лучах солнца… Человека, который после смерти уходит в другой, потусторонний мир, и длинная тень – это все, что от него остается в последний момент. Потому тип статуэток получил современное название «Вечерняя тень».
Джакометти познакомился с этрусским искусством еще в молодости, в пору его обучения. Символизм этрусков не просто вдохновил Джакометти: потряс до глубины души, поглотил. И спустя много лет Альберто переработал этот образ, наполнил другим, экзистенциальным смыслом. Неудивительно, Джакометти был очень близок к кругу экзистенциалистов, с Жан-Полем Сартром и Симоной де Бовуар его связывала дружба.
Нет более пронзительных скульптур, чем те, которые он создал после войны: Трое идущих (1948), , Падающий человек (1950), Шагающий человек (1960)…
Альберто Джакометти. Слева: Падающий человек, 1950. Справа: Идущий человек, 1960
«… они похожи на вынутые из печи угли, оставшиеся после того, как потухло пламя. И какое пламя!» (Жан Жене).
Падающий человек - символ уязвимости и шаткости человека, беззащитного в мире насилия и неспособного противостоять ему, был отголоском послевоенного времени. Спустя десять лет появился Идущий человек - по-прежнему беззащитный и одинокий, упрямо идущий тяжелой поступью. Но идущий!
Среди бронзовых скульптур Джакометти есть собака, альтер эго: он говорил, что однажды увидел себя на улице такой вот собакой, отверженной и одинокой. Конечно Джакометти культивирует одиночество, но это не стон, не жертва и не страдание. Его одиночество как некий абсолют и символ свободы, ведь все, что есть у Человека, – он сам и его Тень.
Альберто Джакометти (1901 - 1966).