Атмосфера

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ И ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ


У рассвета есть первые лучи, прорезающие темноту.

Проторенессанс. Расцвет наступит позже, но у истоков стоят поэт Данте и живописец Джотто.
Ровесники и оба уроженцы Флоренции. Предание приписывает им дружбу, но точно не известно.

Джотто ди Бондоне (1266-1337). Внешне не привлекательный, но весельчак и острослов. В общем, очень обаятельная личность. Джотто удалось порвать с устоявшимися канонами искусства Средневековья, отойти от культовой догматики, а ведь это были XIII-XIV века!
Им восхищались, ему подражали. Работая в различных регионах Италии, художник повсеместно оставлял последователей, поэтому его влияние на живопись было колоссальным.

Данте Алигьери (1265-1321). Вечно грустный и сосредоточено-задумчивый. За свои политические пристрастия в 1302 году был изгнан из родной Флоренции и почти 20 лет, до конца своей жизни, скитался по городам Италии.
Незадолго до своей смерти Данте успел завершить «Комедию», которую наградят эпитетом «Божественная» восхищенные потомки за поэтическое совершенство.

Даже не читавшие поэму люди слышали о девяти кругах ада Данте. Так может пора совершить это путешествие по Аду, Чистилищу и Раю в сопровождении древнеримского поэта Вергилия и самого Данте?

Спустя столетия Данте и Джотто продолжали оказывать влияние на мировую культуру.
Джотто восхищались титаны Возрождения - да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.
Данте был кумиром Боккаччо (Декамерон) и Сандро Боттичелли, который написал комментарии (!) к некоторым частям поэмы, а затем первым иллюстрировал Ад и составил карту подземного мира. Кисти Боттичелли принадлежит портрет Данте.

Созданные образы вдохновляли художников на иллюстрации к поэме, оттуда они черпали сюжеты: Страданус, Э. Делакруа, У. Блейк, Г. Доре, С. Дали...

А спустя шесть столетий Анна Ахматова посвятила Данте строки:

Он и после смерти не вернулся
В старую Флоренцию свою.
Этот, уходя, не оглянулся,
Этому я эту песнь пою.
Факел, ночь, последнее объятье,
За порогом дикий вопль судьбы...
Он из ада ей послал проклятье
И в раю не смог ее забыть, -
Но босой, в рубахе покаянной,
Со свечой зажженной не прошел
По своей Флоренции желанной,

Вероломной, низкой, долгожданной...

искусство в контексте истории и культуры

отражение исторических событий в творчестве художников
влияние культурной среды
переплетение судеб
вдохновение и рождение новаторских форм

Исследовать Континуум