Атмосфера

ГРЯДУЩИЙ МИР: ЭКОЛОГИЯ КАК НОВАЯ ПОЛИТИКА. 2030–2100


28 июня – 1 декабря 2019
Музей современного искусства Гараж

Музей современного искусства «Гараж» представляет масштабный выставочный проект «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» объединит исторические и новые произведения более 50 авторов из России и всего мира и займет все пространство Музея. Проект обращен к будущему, точнее, к грядущему — будущему, которое находится в становлении и в котором экологическая повестка станет одним из ключевых политических вопросов.

«Грядущий мир» разворачивается вокруг двух тем — охраны окружающей среды и расширенного понимания экологии. Первая настаивает на том, что вопросы изменения климата, исчезновения биологических видов, загрязнения, возобновляемости природных ресурсов, перенаселения и т. д. не могут больше восприниматься как побочные и несущественные и должны приобрести решающее значение в политике повседневности: производстве, потреблении, образовании и досуге. В свою очередь, расширенное понимание экологии подразумевает тесную связь биологических, технологических, социальных и политических экосистем. Экология при этом понимается как непрерывное взаимодействие человека, неживой природы и других биологических видов, то есть перформативно, как «экология в действии». Это позволяет мыслить природу не только в абстрактных, но и в конкретных, активных и взаимозависимых категориях — через повседневное взаимодействие с ней.

Первым проектом «Грядущего мира» станет премьерный показ шестиканальной видеоинсталляции Джона Акомфры «Пурпур» (15 июня — 17 ноября). Соединив архивные киноматериалы и новые съемки, сделанные на различных континентах, британский художник создал впечатляющую видеосагу о глобальном изменении климата и его последствиях для человечества и биоразнообразия планеты.

На выставке будет представлен ряд исторических работ, намечающих поворотные вехи во взаимоотношениях искусства и природы — от гобеленов XVI века, где впервые природа виделась вне контроля человека, до начала пейзажного жанра в голландской живописи XVII века и разработок «органической культуры» в русском авангарде до произведений ленд-арта, возникшего в 1969 году, когда природные материалы как таковые стали полноправным медиумом современного искусства. Полвека назад развитие ленд-арта и энвайронмента совпало с растущим общественным интересом к охране окружающей среды, что привело к рождению экологической политики на государственном и гражданском уровнях. За те же полвека искусство пережило сложную историю отношений с экологией — от объективации природы до понимания ее в качестве системы (например, в инсталляции «Циркуляция» Ханса Хааке), от иронии по поводу экориторики (как в «Минуте недышания в защиту окружающей среды» группы «Гнездо») до практических предложений для реальной жизни в проектах датского коллектива Wooloo.

Наряду с подлинными свидетельствами недавних антропогенных катастроф (серия «Черный прилив / Marea Negra» Алана Секулы) или преступными умолчаниями о них (инсталляция «Замедленный распад» Сюзан Шуппли) на выставке представлены проекты, созданные при участии животных как агентов новых отношений и новой парадигмы сосуществования природы, человека и нечеловеческих видов (Томас Сарасено, Хейден Фаулер), а также различные сценарии будущего, связанные с научными прогнозами и теориями.

«Грядущий мир» позволяет осознать экологический дисбаланс, который по большей части создан деятельностью человека и который многие из нас стараются не замечать в силу его абстрактно-огромного масштаба и безлично-далекого измерения. Предлагая встретиться с ним лицом к лицу, выставка, с одной стороны, работает с этим вытеснением, обнаруживая его симптомы в разных стадиях тревожности или отрицания, и вместе с тем предлагает своеобразную проработку и терапию нашей общей «экотравмы». И хотя экологические проблемы, как правило, относят к сфере реальной жизни и политической практики, искусство в этом отношении является уникальным «проводником». Искусство играет свою роль в производстве образов, заряженных будущим, а его агенты способны обнаруживать неочевидные связи, соединять различные типы знания, интересы и компетенции, воплощая тем самым экологический образ мышления. В конце концов, именно экологическая повестка в современном мире является самой универсальной, ибо только она способна объединить людей во всем мире, позволяя им ощутить крохотное личное действие как политическое.

Выставка организована в диалоге с художниками и активистами и переосмысляет в экологическом ключе саму выставочную практику. В частности, архитектура выставки построена на принципе переработки архитектурных конструкций от предыдущих экспозиций. В стремлении снизить оставленный выставкой углеродный след кураторы отказались от транспортировки произведений там, где это было возможно, и часть работ воссоздана по инструкциям художников (Марта Рослер, Тита Салина). 14 работ будут созданы специально для выставки и 10 работ представляют собой новые версии существующих произведений. Некоторые из них созданы в непосредственном сотрудничестве с местными экспертными сообществами — заводчиками пчел, исследователями медуз, специалистами по очистке воды и так далее. Отдельные проекты связаны с художественными стратегиями на пересечении с социальным действием — например, открытое для участия сообщество Human Hotel группы Wooloo.

На открытии «Грядущего мира» в рамках программы Garage Live состоится сайт-специфик перформанс норвежской художницы Тури Вронес. Кроме того, акцент на перформативные работы внутри экспозиции (Хейден Фаулер, Мелла Ярсма) призван сообщить зрителю более прочувствованное ощущение мира, связей между человеческим и природным.



Музей современного искусства "Гараж", ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32 

искусство в контексте истории и культуры

отражение исторических событий в творчестве художников
влияние культурной среды
переплетение судеб
вдохновение и рождение новаторских форм

Исследовать Континуум