Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют масштабный совместный проект «Удивительное путешествие озорника» — исследовательскую работу художницы Анны Титовой, которая переосмысляет обновленную постоянную экспозицию музея Вадима Сидура. Работа над проектом заняла несколько лет и включает также реконструкцию утраченных скульптур Сидура и взаимодействия c общественными организациями районов Перово и Новогиреево.
Проект стал результатом длительного исследования Анной Титовой средств и практик воспроизводства социокультурных связей, которые работают в урбанистических средах. Вдохновляясь критическим прочтением модернистских градостроительных утопий, гендерными исследованиями субъективности и концепцией распределенного действия в «новом материализме» Джейн Беннет, художница изучает условия, при которых иерархические культурные системы превращаются в открытые и инклюзивные среды, а иммерсивность становится включенностью, наделяющей публику новым уровнем агентности.
«Удивительное путешествие озорника» состоит из нескольких частей: на первом этаже представлены результаты работы с личным архивом Вадима Сидура, на втором — с местными самоорганизациями, в частности с MamasUp и «Перово Архитектурное». Проект Титовой предлагает новый формат встречи зрителей с произведениями, используя языки инсталляции, скульптуры и анимации. Своего рода эмблемой проекта стал анимированный мальчик Гопи, персонаж, придуманный Сидуром для иллюстраций к сказке индийского писателя Васамурти «Удивительное путешествие озорника» (1969), повествующей о том, как один «озорник», уменьшившись до размера муравья, провел день в мире насекомых и научился состраданию, отваге и заботе о ближних.
Проект предлагает по-новому увидеть роль музея, переосмыслить ее через призму идеи «общественного архива», то есть коллекции, открытой для всех, исходя из понимания культуры как «общественного ресурса, а не объекта национальной собственности» (Клер Бишоп), и концепта радикального образования, в основе которого лежит идея о том, что произведение — это не сокровище, которое нужно охранять, а узел социальных отношений, relational object, призванный содействовать освобождению тех, кто им пользуется социально и политически (Лиджия Кларк). Произведением здесь становится сама новая форма организации социального пространства, возникающая из переосмысления категории «современного» и связей искусства с локальными историями, имеющими транслокальную или универсальную значимость. Предложенная Титовой модель инклюзивной экспозиционной среды призвана не столько выразить мнение какого-либо привилегированного меньшинства, сколько рассказывать истории и представлять интересы социальных групп, которые, как и права таких сообществ, недостаточно представлены либо маргинализированы.
Анна Титова (р. 1984, Улан-Удэ) — художница, работает с различными медиа, в том числе инсталляцией, фотографией, скульптурой и видео. Окончила Школу искусств в Глазго, Шотландия (2006), Институт проблем современного искусства, Москва (2008), магистратуру Академии искусств Валанд, Гётеборг, Швеция (2010). Самая молодая участница 54-й Венецианской Биеннале (2011), специальный приглашённый гость Манифесты 10 (2014) и Армори Шоу (2017). Стипендиат гранта «Молодой художник» музея «Гараж» (2015) и участница 1-й Триеннале российского современного искусства музея «Гараж» (2017). Участница Московской Биеннале современного искусства (2015), 1-й Рижской Биеннале современного искусства (2018) и Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2019). В 2014 году Титова со-основала Агентство Сингулярных Исследований (АСИ) – независимую платформу для критического обсуждения актуальных вопросов искусства и художественного дискурса. Живет и работает в Москве.
Куратор: Екатерина Новокшонова
Планируйте, пожалуйста, визит заранее. Билеты можно приобрести на сайте Музея по ссылке: Билеты