Старший брат смотрит на тебя! Будущее глазами великого провидца.
Как будет жить общество, утратившее свободу и самосознание, Джордж Оруэлл показал в своем последнем романе, антиутопии "1984".

Джордж Оруэлл в студии BBC, 1943
Старший Брат – не око Саурона. Это медиа-лицо тоталитаризма, за которым стоит целая система. Системе важен не физический контроль над людьми, а управление их сознанием, уничтожение чувства собственного достоинства.
«Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека – вечно».
Самое страшное, что многие ложатся под этот сапог добровольно. Утопив самогипнозом разум, находя спасение в глупости, «они соглашаются с самыми вопиющими искажениями действительности», с убогой, тусклой жизнью. И вот уже нет никаких сомнений, что дважды два - ровно пять.
Для тоталитарной системы ересь из ересей – здравый смысл. Для «Старшего Брата» опасны искусство, наука, образование – все, что расширяет границы сознания. Целенаправлено и методично система заменяет великую культуру на суррогаты и дешевые развлечения; все организовано и поставлено на поток - от производства «скабрезных фильмов до сочинения чувствительных песенок».
Поэтому в новоязе (официальном языке, обслуживающем идеологию системы) перестали существовать вместе со смыслом такие слова: честь, справедливость, мораль, религия, наука.
Контроль информации, тотальная ложь и пропаганда, льющаяся из каждого «ящика», окончательно оболванили людские массы. Тяжело работая, погруженные в бесконечные заботы о выживании, потребляя массу легких развлечений, они не способны к критическому мышлению и даже не сознают, что угнетены. Управлять ими несложно…
«Каких взглядов придерживаются массы и каких не придерживаются – безразлично. Им можно предоставить интеллектуальную свободу, потому что интеллекта у них нет».
Предельно ясно, я бы даже сказала цинично, писатель рисует картину жизни общества, утратившего свое самосознание, свободу, права, достоинство. Точнее, у него всё это забрала кучка людей, болезненно страждущих власти и смертельно боящаяся ее потерять. Картина шокирует, но не потому что фантастична и неправдоподобна; напротив, потому что слишком похожа на реальность. Оруэлл вообще афористичен и пугающе точен:
Роман читается на одном дыхании. Очень легкий слог, а вот осадок после прочтения тяжелый, тревожный.# Душа корчилась от скуки.
# Вся эта маршировка, крики, махание флагами – просто секс протухший.
# Уцелевшие запуганы до полной умственной капитуляции.
Последний роман гения и провидца. Джордж Оруэлл умер в январе 1950 года.